Где может применяться некоммерческий формат потребительской кооперации?
Любое дело, где конечным потребителем продукции, товаров или услуг являются физ. лица, ИП или юридические лица, находящиеся на УСН (6%-доходы), ЕНВД или патенте. Перевод деятельности (или его части) в некоммерческий кооперативный формат - конкурентное преимущество.
Почему некоммерческие Потребительские Кооперативы не платят налогов? Это «дыра» в законодательстве?
Вовсе не “дыра”. Некоммерческие организации и, потребительские кооперативы, в частности, взаимодействуют с ОГРАНИЧЕННЫМ кругом лиц - только со своими пайщиками. Коммерческие организации: и ООО, и ПАО, ИП и, даже ведущие коммерческую деятельность потребительские кооперативы, а также ИП предлагают свою продукцию или услуги НЕОГРАНИЧЕННОМУ кругу лиц. А за такое “счастье” надо платить...НАЛОГИ.
Любому государству приходится решать социальные проблемы и задачи своих граждан - собираются налоги, а потом финансируется решение социальных проблем и задач.
Другой путь решения – за счет самоорганизации граждан. И делается это более 180 лет через систему потребительской кооперации. Т.е., государство не вмешивается в деятельность некоммерческих потребительских кооперативов, не взимает налоги, а потребительские кооперативы решают социальные проблемы и задачи своих пайщиков.
Какие отличия некоммерческого потребительского кооператива (НПК) от других юридических лиц?
ФЗ №3085-1” О потребкооперации” разрешает потребкооперативам вести коммерческую деятельность, но при коммерческой деятельности, кооперативы становятся субъектами налогообложения в соответствии с общими правилами, да и в привычных форматах ООО и ИП вести коммерческую деятельность проще, чем в формате кооператива. Разделение же коммерческой и некоммерческой деятельности достаточно сложно администрировать (ведение двойного бухгалтерского учета), в том числе и для целей налогообложения.
Преимущества НПК:
-
Увеличение (уменьшение) членов ПК, увеличение (уменьшение) паевого фонда - нет регистрации в налоговых или других гос.органах и осуществляется на основании внутренних документов.
-
Возможность сохранения имущества пайщиков внесенного в паевой фонд от рейдеров и кредиторов, т.к. на паевые взносы пайщиков не обращаются иски по долгам пайщиков (Ст. 22 ФЗ №3085-1).
-
Возврат паевого взноса - без налогообложения и декларирования.
-
Возврат паевого взноса может быть в виде денег, а также имущества: недвижимости, продуктов питания, транспортных средств, оборудования и т.д. и т.п.
-
НПК не нужна лицензия на лизинговую деятельность - осуществляется выдача имущества пайщикам в рассрочку, используя механизм «обмена паями».
-
Возможность выдачи пайщикам любого имущества (от компьютера-телевизора-стиральной машины до автомобиля-гаража-дачи-квартиры) в безвозмездное бессрочное пользование.
-
В НПК налогооблагаемой базы нет в принципе. Все деньги, поступающие в кассу или на расчётный счёт, а также имущество, называются взносами: вступительными, паевыми, членскими, членскими целевыми, и т.д.
Запутался я в этих взносах… разъясните.
В потребительской кооперации ТРИ вида взносов: а) вступительный - только денежный и невозвратный; б) паевой - имущественный (где деньги - тоже имущество) и возвратный и в) членский - имущественный (вкл.деньги) и невозвратный.
По какой стоимости можно внести в паевой фонд НПК имущество?
Стоимость вносимого паевого взноса утверждается Советом ПК. Т.е. по какой стоимости пайщик договорится с Советом (или оценочной комиссией), по такой и внесёт.
Исключение только для государственного или муниципального имущества, где нужно пройти процедуру независимой оценки имущества.
Внесение паевого взноса в виде имущества оформляется:
-
Заявлением пайщика.
-
Решением Совета НПК, а в случае гос. или муниципального имущества требуется независимая оценка.
-
Договором о внесении паевого взноса, если таковой не внесен в рамках утвержденной Целевой Потребительской Программы, с условиями которой пайщик согласился ранее.
-
Актом приема-передачи имущества.
-
Передача недвижимого имущества, требующая гос. регистрации перехода права собственности, проходит данную процедуру.
-
Транспортные средства нуждаются в государственной регистрации в ГИБДД.
Можно ли внести в НПК в качестве паевого взноса интеллектуальную собственность?
Внести неимущественные права, имеющие денежную оценку можно. Стоимость утверждает Совет НПК или назначаемая им оценочная комиссия.
Однако труд, работу (например, разработку сайта) внести нельзя. А вот сайт, как готовый продукт – можно, и т.д. Другими словами, труд и работа должны иметь овеществляемую форму.
Нематериальный актив должен иметь срок полезного использования в НПК и действовать не менее года.
Какое налогообложение в НПК?
НПК работают «по белому» и не имеют налогооблагаемой базы.
Т.е. нет ухода от налогов или оптимизации налогообложения.
Доходов в понимании налогового режима нет вообще. Все средства, поступающие в НПК называются взносами. А на взносы, поступающие на уставную деятельность НПК, налоги не начисляются.
Можно ли перевести в НПК имущество юр.лица, на ОСНО и не платить налог на имущество?
Юр.лицо может внести всё своё имущество (кроме помещений торговых, общепита, развлекательных и административных - перечислены в статье 378.2 НК РФ) или его часть в паевой фонд НПК, а затем получить это же имущество в безвозмездное пользование (как пайщику) и не платить 2,2% налог на имущество.
Имущество в этот момент находится на балансе ( в собственности) НПК, а НПК находится на УСН 6%, налог на имущество не платит (за исключением, перечисленного в статье 378.2 НК РФ ) без ограничений по размеру стоимости на основании письма Минфина РФ от 20.01.2012 № 03-11-11/5:
«В целях применения УСН ограничение остаточной стоимости основных средств не учитывается организациями потребительской кооперации, если они являются некоммерческими и основные средства, приобретенные за счет целевых поступлений, используются для некоммерческой деятельности.”
Я не гражданин РФ. Могу ли я стать участником ПРОГРАММЫ?
Можете. Закон о Потребительской Кооперации №3085-1 гласит, что членом потребительского кооператива (а значит участником) может быть любое физическое или юридическое лицо, включая нерезидентов РФ. Но это не отменяет необходимость временной регистрации согласно регулированию ФМС РФ.
Как это может быть - начать свое дело без государственной и налоговой регистрации? В чем подвох?
Без подвохов. Мы даем возможность организации вашего дела в рамках кооперативного участка. Согласно закона о потребкооперации, кооперативный участок (КУ) не является дочерней компанией или филиалом (в отличие от привычного коммерческого сектора) и не требует государственной регистрации. Наш кооператив организовывает КУ своим внутренним решением по территориальному или функциональному признаку и назначает вас Председателем КУ, предоставляя доверенность на ведение дел в рамках вашего КУ и все атрибуты самостоятельной деятельности: банковские счета, печать кооператива... Другими словами, Вы-хозяин КУ и все ваши пайщики-потребители - ВАШИ клиенты. А наш кооператив “КООПТ” - организатор ПРОГРАММЫ СОСЕДИ уже зарегистрирован как юридическое лицо.
Неужели всего за 3 дня???
Да. Поскольку кооперативный участок (КУ) не является дочерней компанией или филиалом кооператива, а организовывается внутренним решение кооператива, то и государственная регистрация не требуется. Наш кооператив организовывает КУ своим внутренним решением и назначает вас Председателем КУ - а это МАКСИМУМ 3 дня).
Вообще, алгоритм создания КУ простой:
-
Собираются минимум 3 пайщика нашего кооператива, которые проживают или работают в каком-то конкретном месте, где КУ нашего кооператива отсутствует, и проводят собрание пайщиков.
-
На собрании эти пайщики решают, что неплохо было бы создать на территории их проживания или работы КУ.
-
Выбирают Председателя КУ. Фиксируют свои решения в протоколе, подписывают его.
-
И избранный этим собранием Председателем КУ - пайщик - обращается в Совет нашего кооператива с протоколом.
-
Совет решает, нужен ли такой КУ. Если нужен, то своим решением это утверждает, также готовит Положение кооператива об этом КУ, выдает доверенность избранному Председателю КУ. И все - де-юре КУ создан.
-
Остальное дело техники: обустройство КУ, открытие для КУ банковского счета, получение терминала приемы платежей с карты, установка и обучение работе с программой автоматизированного учета и документооборота для работы участка… и вперед!
Что-то сказка какая-то… 3-6 месяцев окупаемости...
Как раз все очень реалистично - налогов нет, рутины нет, инфраструктурно и методологически все есть, примы и методы отработаны... Конечно, ваша выгода, как участника ПРОГРАММЫ, зависит от количества ваших потребителей, товарного ассортимента и благосостояния ваших потребителей (в зависимости от региона). Как и в любом другом предпринимательстве, все согласно народной пословице: “ как потопаешь, так и полопаешь”, но и начальные вложения в 5-6 раз меньше, чем организовать собственный коммерческий магазинчик!
Мне, как участнику ПРОГРАММЫ СОСЕДИ и суетиться по поводу банковского счета не надо? Как же так?
Банковский счет КУ открывается на организатора ПРОГРАММЫ - кооператив “КООПТ”. А вам, как председателю КУ, “КООПТ” предоставляет доверенность на управление счетом. За вычетом стандартной банковской комиссии по трансакциям и скромных отчислений в общекооперативный “котел”, все вырученные средства на этом счету в Вашем полном распоряжении.
А где ж тут заработок? Ведь некоммерческий же формат?!
Некоммерческий, но отнюдь не благотворительный). Все товары или услуги, которые проходят оборот по вашему КУ, имеют кооперативную наценку, которую покрывает потребитель. Эта наценка оформляется как членский взнос, призванный покрывать затраты кооператива и направлена на “поддержание деятельности” КУ, Вашей деятельности. Например, входящая стоимость буханки хлеба - 20 руб. Тогда размер взноса вашего пайщика потребителя составит 27 руб. из которых, 20 руб - это его паевой взнос, а 7 руб. его членский взнос, который остается в Вашем распоряжении. К слову, на всю продукцию и услуги нашего единого каталога, на котором потребители вашего КУ приобретать продукцию и услуги, действует унифицированная и единая для всех КУ наценка - 25-30%.
А сколько вносить в “общекооперативный котел”? И за что?
Кооперативный участок (КУ) - это часть кооператива, смысл деятельности которого работать сообща, когда часть обременительных функций переносится на других участников кооперации, для которых эти функции - их работа. Кооперативный участок освобождается от часть присущих для индивидуальных предпринимателей обременений, как бухгалтерская и налоговая отчетность, организация логистики, развитие общей кооперативной инфраструктуры и полезных для всех участников механизмов... Этим занимается центральный аппарат кооператива. Задача КУ - работа с соседями, привлечение новых участников, рост благосостояния как пайщиков, так и КУ, а не заниматься рутиной. Из получаемых членских взносов 10% (как на примере выше с 7 руб. - 70 копеек) - передается в центральный аппарат Кооператива, чтобы он этой рутиной и занимался.
А что тогда с оборудованием, помещением, которые мне как участнику требуется иметь или приобрести?
Если КУ (Вы) берете помещение в аренду, то арендатором выступает сам ПК “КООПТ” - организатор программы СОСЕДИ - и аренда выплачивается из оборота КУ. Если помещение ваше собственное, то права на его использование КУ, в котором Вы - Председатель, передаются Вами в ПК “КООПТ”, как ваш паевой взнос. Вы возвращаете свой паевой взнос частями (при этом не платите налогов!!!). Оборудование для организации КУ, которое у Вас в наличии или вы его приобретаете, также вносится Вами, как паевой взнос в ПК “КООПТ” и, Вы также можете его возвращать деньгами (и без налогов!!!) от нетто поступлений в ваш КУ.
Ну, хорошо, я вернул себе средства, которые потратил на организацию КУ. А как я получаю свой доход? Как заработную плату?
Не только. Тут уже на ваш выбор. Можете как заработную плату. Однако заработная плата в кооперативе начисляется также как и в коммерческом секторе: формируется ФОТ, с учетом отчислений в ПФР - стандартные 31% - и НДФЛ.
“Фишечка” же кооператива в том, что пайщик может получать материальную помощь с такой же регулярностью как и заработную плату. Отчислений на ПФР нет, но ввиду того, что материальная помощь - доход физического лица, с таковой удерживается НДФЛ - 13%.
Кроме того, как Председатель кооперативного участка, Вы можете приобретать на КУ различные товары - от телефона до автомобиля и недвижимости и получать это в бессрочное и безвозмездное пользование.
А что с субсидиарной ответственностью? Кто-то в кооперативе наберет долгов, а нам их потом возвращай…
Действительно. Согласно Закона пайщики кооператива несут субсидиарную ответственность по долгам кооператива. Однако, это не стоит воспринимать буквально.
Если кооператив, действующий в коммерческом формате может еще рассчитывать на получение займов и кредитов (например в С/Х кооперации), то потребительские кооперативы, работающие в некоммерческом формате, находятся в 5й группе категорий заемщиков по получению займов и кредитов. Если по-русски, то 5 группа означает “никогда”. Тем не менее, рассмотрим риск потенциального возникновения субсидиарной ответственности.
Первое: сама операционная модель и условия программы СОСЕДИ не предполагает возникновения задолженности - это система клиринга, при которой баланс пайщиков, которые в не участвуют, постоянно обнуляется. А в убыток же система просто не работает.
Второе: только Общее собрание пайщиков может решить выплачивать долги кооператива - как факт наступления субсидиарной ответственности. Согласитесь, что сложно рассчитывать, что Собрание пайщиков будет готово нести ответственность по каким-то необоснованным долгам, о которых они “ни слухом, ни духом”.
Третье: Общее собрание проголосовало (!) за то, чтобы пайщики решили сообща покрыть долги кооператива, которые вдруг и без их ведома возникли. Несогласные с решением, просто пишут заявление о выходе из состава пайщиков